Древние боевые искусства существовали во многих странах Азиатского континента - в Индии, Китае, Японии, Корее, Вьетнаме, Индонезии, Таиланде. Оттуда пришли к нам, ставшие нынче знаменитыми, школы айкидо, ушу, сумо, каратэ. Древние самураи, великий Шаолинь, знаменитые ниндзя... О них теперь знает весь мир! И хотя известны и другие школы, те же боевое самбо или бокс, великая философия древних покоряет сердца сегодняшнего человека.
Родиной древних боевых искусств считают Индию. Не исключено и очень даже вероятно, что на их развитие в Индии повлиял греческий панкратион - кулачный бой с бросками, подножками и захватами. С панкратионом жители Индии должны были познакомиться в IV веке до н.э., когда часть полуострова Индостан была завоевана войском Александра Македонского.
Разные школы обогащали друг друга, появлялись смешанные системы и стили. Споры о том, какая школа древнее и что из чего произошло продолжаются по сей день. Реальная история настолько тесно переплетается с легендами, что обычно очень трудно точно определить когда возник тот или иной вид единоборств. Крайне сложно и оценить вклад разных мастеров в развитие того или иного стиля. Так же одна из прекрасных развновидностей восточных единоборств - тайский бокс.
На Востоке, в первую очередь в Китае, оформился круг единоборств, опиравшийся и на философские, и на религиозные, и на социально-психологические факторы. Если для европейца единоборство имеет лишь прикладной аспект и преследует цель защиты интересов человека и общества, то для азиата не меньшую значимость приобретал духовный аспект -- боевое искусство становилось средством индивидуального самосовершенствования, способом включения себя в сферу мировой гармонии. Для боевых искусств Востока, основанных на комплексе моральных принципов, приемы единоборств были средством психофизической регуляции личности и достижения высшей цели. Любой бросок, захват, залом или удар не был самоценен, он на определенном идеологическом фоне становился очередной ступенью на пути реализации идеала.
Этап формирования первых военных школ Восточной Азии приходится на время с 1395 по 1122 гг.до н.э., когда, по китайской хронологии, в верховьях реки Хуанхэ существовала иньская культура шанской эпохи, называемая или Инь, или Шан-Инь, с предположительным центром-столицей в городище Аньян (современная провинция Шэньси). По данным археологических находок оружейных кладов, относящихся к иньской культуре, обнаруженных китайскими и отечественными исследователями. Археологические находки косвенно указывают на существование здесь, уже в иньскую эпоху, военных школ, в которых, при подготовке воинов с целью выполнения задач по защите интересов государства, изучались такие предметы как ратное дело, тактика и стратегия, управление колесницами и верховая езда, медицина и философия, астрономия (астрология и хронология) и топография (геомантия). При обучении воинов тактике ведения боя уже тогда учитывались такие факторы как климат и ландшафт, вид вооружения противника, организационная структура войск, способы их построения, степень развития военного искусства.
С точки зрения восточной философии, человек -- звено в единой системе мирового развития, боевые искусства -- часть этой системы. Таким образом, сочетание физических тренировок и психотренинга позволяло максимально развивать человеческие возможности. Боевая техника становилась таким же видом искусства, как живопись, каллиграфия, стихосложение или медицина.
|