Дельтапланиризм - Один из самых молодых и массовых видов авиационного спорта. Дельтаплан - легкий планер с балансирным управлением и крылом, напоминающим греческую букву ?. Полеты на дельтаплане проводятся на продолжительность, дальность и максимальную скорость полета по маршруту, выигрыш высоты и точность приземления. Дальнейшим развитием дельтапланерного спорта стал дельталетный - полеты на дельтапланах с мотором. С появлением 2-х местных дельталетов обучение полетам значительно упростилось.
Дельтапланерный спорт является одним из самых новых видов спорта, его история насчитывает лишь несколько лет. У разных народов появились различные названия необычных летательных аппаратов, похожих на греческую букву А (дельта) и... летучих мышей. Особенно распространились определения (в Венгрии,—прим. пер.): змей, летать на змее. Однако такое выражение может сбить с толку. Форма первых «змеев», на которых летали люди, действительно была похожа на знакомую всем с детства игрушку, которую запускают с помощью веревки. Одна ко такую игрушку веревка всегда связывает с землей, а наш змей превращается в летательный аппарат именно тогда, когда его связь с землей прерывается и он начинает планировать. С этой точки зрения выражение «планирующий полет» более точное, а сам аппарат можно назвать планирующим крылом. В авиации безмоторные летательные аппараты называют планерами.
«Повторное изобретение» планера произошло в 70-х гг., когда появился дельтаплан. Его гибкое крыло коренным образом отличается от планера классической схемы и является совершенно новой конструкцией. Так возник новый вид спорта — дельтапланеризм, который заимствовал от планеризма технику использования восходящих потоков воздуха: парения в динамических и термических потоках. Планеристы примерно за пятьдесят лет дошли до практики скоростных дальних полетов, т. е. до полетов «быстрее, дальше, выше».
Бурное и динамическое развитие дельтапланеризма произошло не только благодаря планерному спорту. Материалы, необходимые для строительства дельтапланов (синтетическую ткань, высокопрочные алюминиевые трубы, тросы), современная промышленность выпускает в большом количестве и сравнительно дешевыми. Именно эти обстоятельства, а также желание рационально использовать свободное время создали условия для возникновения нового вида спорта. Неудивительно поэтому, что дельтапланеризм в наши дни стал массовым спортивным движением: число людей, занимавшихся этим спортом в 1976 г., достигало 200 тыс. человек.
Дельтапланы появились во второй половине 60-х годов, и прототипом для их создания послужило крыло Рогалло, получившее патент в 1949 г. (рис. 1.6). Однако способы управления им были похожи на те, которые применялись в начале века. Качественное развитие дельтаплан первого поколения получил только после изобретения подвесной системы и трапеции управления, которые сегодня являются общепринятыми элементами дельтапланов (рис. 1.7). По сравнению с параллельным балочным управляющим устройством подвесная система позволяет пилоту перемещать свое тело в больших пределах. Одновременно с увеличением эффективности управления уменьшается усилие, требуемое от пилота при управлении. Таким образом были проведены первые полеты, продолжавшиеся больше часа, над дюнами калифорнийского побережья в 1971 г. Качество крыла дельтапланов первого поколения редко было больше четырех, а скорость снижения составляла около 2,5—3 м/с. Поэтому можно было проводить только полеты на время; полеты на высоту или на дальность производить было практически невозможно.
Однако дельтапланеризм развивался настолько стремительно, что такая классификация и упражнения на соревнованиях вскоре уже не отвечали возросшему уровню. О дельтапланах первого поколения создалось единодушное мнение: летные характеристики крайне низки, а устойчивость — сомнительная, поэтому дельтапланы этого класса подлежат совершенствованию или ликвидации. Выполнение полетов на точность приземления тем легче, чем примитивнее дельтаплан, поэтому и получилось так, что в третьем классе «Рогалло» одержали победу над «жесткими крыльями». Полеты на время показали, что дельтапланы второго поколения по своим показателям не уступают жестким крыльям. Конечно, многое зависело и от везения. Те, кто стартовал в солнечную погоду, могли продержаться в воздухе даже 10—20 мин, а те, кому не повезло с солнцем, «съедали» 600-метровую высоту от старта до приземления за 5—6 мин. Перед ФАИ встала трудная задача. Необходимо было привести правила соревнований в соответствие с основными целями полетов на дельтапланах (полета на дальность, высоту), которые приобретали все большее значение, и разработать виды состязаний, в большей степени выявляющие мастерство дельтапланеристов. Образцом для этого послужили технические состязания, распространенные в странах с развитым планеризмом.
Дельтаплан по сравнению с традиционными летательными аппаратами не имеет хвоста, т. е. является по схеме летающим крылом. Поэтому полезно сочетать старые знания в «самолетах-крыльях» с новыми, связанными с гибким крылом
|