Карта

Энциклопедия о спорте
Как это делать...












Парусный спорт

В книге «Руководство для любителей парусного спорта», написанной известным в дореволюционной России яхтсменом Г. В. Эшом, рождение парусного спорта датируется 1662, когда в английском городе Вульвиче состоялись первые в мире официальные гонки между яхтой короля Карла II и голландской шхуной. Победу одержали англичане. С тех пор состязания между владельцами яхт стали проводиться вначале в Англии, а затем и в других странах Западной Европы.

Яхт-клубы изначально появились в Англии в 1720. В США первый яхт-клуб был основан в 1811 в Нью-Йорке. В 1832 был создан шведский яхт-клуб в Стокгольме, в 1835 — яхт-клуб в Берлине. К концу 19 века в Европе насчитывалось уже более двухсот яхт-клубов. Парусный спорт из чисто Парусный спортаристократического занятия постепенно превратился в спорт относительно массовый. С 1900 парусный спорт вошел в программу Олимпийских игр, а в 1907 был основан Международный союз парусных соревнований (ИЯРУ), разработавший единую классификацию яхт и правила гонок.

За рубежом распространены маршрутные гонки на длинные дистанции. Наибольшей популярностью пользуются Бермудская гонка из Ньюпорта (США) до Бермудских островов, гонки из Торбея (Англия) до Лиссабона (Португалия), гонки яхтсменов Балтики вокруг острова Готланд, гонки через Атлантику из Англии в США. В 1968 были организованы гонки яхтсменов-одиночек вокруг света.

Возникновение парусного спорта в России

Возникновение парусного спорта в России связано с именем Петра I. Испытывая большую нужду в хорошо обученных матросах и офицерах для молодого русского флота, Петр I использовал для подготовки моряков малые суда.

«Для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения и искусства по водам и смелости в плавании» Петр I в 1713 г. учредил в Петербурге «Потомственный Невский флот» — прообраз всех современных яхт-клубов, отечественных и зарубежных.

Организация Невского флота, завершилась в 1718 г., когда по указу Петра различным лицам и государственным учреждениям были розданы гребные лодки-верейки, парусные яхты и буера с одним лишь условием — содержать их в порядке. Все они были построены на специально созданной для этой цели «Партикулярной верфи». Во главе Невского флота Петр поставил одного из лучших моряков — стольника Ивана Потемкина, прозванного впоследствии «невским адмиралом». Неевский флот имел четкую, хорошо продуманную организаций и свои утвержденные Адмиралтейской коллегией устав и флаг.

Составленный лично Петром I устав строго регламентировал деятельность Невского флота, определял обязанности владельцев судов и содержал наставления по использованию, ремонту и хранению судов и их парусного вооружения. Были в нем также практические указания по производству эволюции во время совместного плавания, таблица необходимых сигналов и т. п.

Празднично выглядела Нева в дни выходов Невского флота. Нарядные, блещущие свежей краской яхты, большие прогулочные гребные суда — баржи, изящные, легкие на ходу верейки и сверкающие белоснежными Журнал «Морской сборник» в 1849 г. отмечал, что Невский флот «будет постарее всех европейских яхт-клубов», но «учрежденный довременно и насильственно, он мог существовать только при его (Петра) воле».

Первым официальным русским яхт-клубом был основанный в 1846 г. Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб, в члены которого принимались только дворяне.


порты. В этом заплыве победил англичанин Р. Нокс-Джонсон, преодолевший дистанцию за 310 ходовых суток.

Развитие парусного спорта в России

В 1713 Петр I учредил в Петербурге «Потомственный Невский флот» — прообраз всех современных яхт-клубов. Первый официальный русским яхт-клуб был основан в 1846, в его члены принимались только дворяне. В марте 1912 был создан Российский парусный гоночный союз, получивший право на участие в олимпийских гонках в Стокгольме. Одна из пяти русских яхт завоевала на Олимпиаде бронзовую медаль.

После Октябрьской революции значительная часть яхтенного флота оказалась вместе с эмигрировавшими хозяевами за границей, множество судов, оставшихся без надлежащего ухода, погибло или требовало капитального ремонта. В начале 20-х гг. энтузиасты-любители взялись за восстановление парусного флота.

В 1936 была создана Всесоюзная парусная секция. В 1950-60-х гг. советские яхтсмены участвовали в крейсерских гонках за рубежом. Летом 1971 ленинградская яхта «Сатурн» (капитан В. Н. Дерябин, яхт-клуб ВМФ) за 25 суток ходового времени обошла вокруг Скандинавского полуострова
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить